Астрономы обнаружили «адскую» планету, способную испарить железо

Британские ученые проанализировали свойства стратосферы одной гигантской экзопланеты — WASP-121b, которая находится в созвездии Кормы. Выводы команды астрономов из университета Эксетера поражают воображение. Дело в том, что стратосфера WASP-121b настолько раскалена, что способна испарить железо, говорится в научной работе астрономов, опубликованной в журнале Nature.

Как рассказал один из ученых — астроном Том Эванс (Tom Evans), теоретические расчеты специалистов уже давно говорят о том, что во Вселенной существуют планеты, стратосферы которых чрезвычайно горячи и сильно воздействуют на химию и физику всей атмосферы небесного тела.

Эванс вместе с коллегами пытались анализировать спектр самых горячих экзопланет при помощи телескопа «Хаббл». Когда британские специалисты наблюдали за «горячим юпитером» из созвездия Кормы, они заметили, что в спектре WASP-121b присутствует несколько весьма необычных линий, которые говорят о наличии сильно разогретых паров воды, а также и других веществ.

Как сообщается в научном журнале, британскими специалистами была создана компьютерная модель горячего юпитера WASP-121b, что позволило лучше изучить данную экзопланету. Астрономы добавляли в компьютерную модель атмосферы этой огромной планеты различные вещества в разнообразных концентрациях, и наблюдали, как будет реагировать спектр WASP-121b на эти смеси.

Такой эксперимент помог ученым доказать, что у горячего юпитера из созвездия Кормы действительно есть верхний слой атмосферы, который похож на стратосферу. Однако, вместо озона в ней содержатся оксид титана и оксид ванадия, молекулы которых способны поглощать ультрафиолет гораздо сильнее, чем озон.

Астрономы обнаружили «адскую» планету, способную испарить железо
Такие соединения приводят к тому, что стратосфера WASP-121b очень сильно раскалена. Причем верхний слой стратосферы этого горячего юпитера горячей нижнего приблизительно на 1100-1500 градусов Кельвина. Температура в верхней части этого слоя достигает рекордной отметки в 2700 градусов Кельвина, что вполне хватило бы для испарения железа.

Ученые из университета Эксетера надеются, что открытие новых планет, подобных WASP-121b, даст еще больше понимания, как зарождаются и формируются «адские миры» такого рода.